Хлебница, принадлежавшая Д.И. Ульянову

Хлебница, изготовленная из фаянса, является частью одного сервиза, куда входят глубокие тарелки (3 шт.), столовые мелкие (5 шт.), десертные (6 шт.) и хлебница.

Хлебница произведена в Англии во II половине XIX – начале XX вв. Цвет хлебницы – кремовый. На ней – небольшие красные розочки, края волнистые, синей линией, ближе к центру – выпуклый рисунок основного цвета, по которому на равном расстоянии размещаются 3 розы. На дне – штамп.

В начале 1973 года музей обратился к Ольге Дмитриевне Ульяновой с просьбой помочь новому музею посудой. В ответном письме Ольга Дмитриевна сообщила: «По поводу Вашего вопроса насчет посуды для музея: у меня есть посуда, которой пользовался еще Дмитрий Ильич. Это, в основном, тарелки, хлебница и еще кое-какие мелочи. Я могла бы передать ее Вам в любой момент, но опасаюсь посылать почтой, т.к. посылки обычно бросают, и все может разбиться. Напишите, пожалуйста, как Вам их переслать. Ваша О. Ульянова».

Посуда была доставлена в музей лекторами Т.В. Никитенко и В.В. Пресняковой  28 марта 1973 года. Посуда и часть столового серебра Ульяновых заняли свое место в буфете-горке в столовой Квартиры-музея семьи Ульяновых, где находятся и поныне.

Сервиз был произведен на фабрике «Minton», получившей название по имени основателя керамической фабрики в Стоук-он-Трент (графство Стаффордшир) Томаса Минтона (1765-1836). С первой половины XIXвека фабрика выпускала непритязательную столовую посуду из керамики, мягкого фарфора, а также костяного фарфора. Минтон сумел привлечь для работы у себя на фабрике талантливых дизайнеров не только среди своих соотечественников, но и из Франции. Они работали сплоченным коллективом, воплощая идею Минтона, состоявшую в гармоничном сочетании технического совершенства и высокого художественного уровня изделия.

Фаянсовая посуда стала популярной в XIX веке в России. Ее стали выпускать почти на всех заводах. В Российской империи производство фаянса было освоено в 1820-1830-е гг. на заводе Гарднера. Фаянсовая посуда заменила более раннюю гончарную и майоликовую в кустарной среде Гжельского района в середине и второй половине XIX в. Этот пластичный, с белой поверхностью материал, более дешевый, чем фарфор, нашел широкое распространение в самых различных слоях населения.