Т.М. Брыляева. Судьба семьи в истории страны. А.И. Ульянова-Елизарова

В настоящее время, когда общественное мнение проявляет интерес к истории советского государства, важно показать истоки формирования личности В.И. Ленина, представить его ближайшее окружение. С открытием первого ленинского музея в 1923 г. формировался фонд членов семьи Ульяновых. В 1986-1991 гг. собирательская работа активизировалась в связи с планами создания в отдельно стоящем здании Музея Ульяновых. Тогда из ЦПА ИМЛ 1 и других архивов были получены копии многих документов. Переписка, обмен информацией с потомками Ульяновых ведутся и в настоящее время. Для предъявления коллекций музей использует наиболее востребованную посетителями выставочную экспозицию.

В Доме-музее В.И. Ленина осуществляется проект «Судьба семьи в истории страны», одна из задач которого – переосмыслить на современном этапе роль членов семьи Ульяновых в становлении и развитии советского государства. Первый этап выставочного проекта посвящен А.И. Ульяновой-Елизаровой. Актуальность обращение к её творческой деятельности объясняется темой детства, которая является главной заботой общества и к которой не может быть равнодушен ни один человек. В настоящее время происходит реформирование государственных учреждений по воспитанию ребят, оставшихся без родителей, создаются детские дома семейного типа. Анна Ильинична ещё в начале 1920-х гг. предлагала приемным родителям организовывать воспитание сирот. Ею было разработано концептуальное обоснование преимуществ названного типа социализации воспитанников: выявлены основные принципы и методы воздействия на ребенка, показана роль наставников и детского коллектива в формировании личности. К сожалению, её педагогическая и государственная деятельность не нашла широкого освещения в литературе. Человек большого ума, нежной поэтической души, Анна Ильинична отдала много сил, энергии воспитанию подрастающего поколения. Выбор учительской стези не случаен, с детства перед ней стоял пример Ильи Николаевича, директора народных училищ Симбирской губернии, посвятившего свою жизнь народному образованию. Анна была свидетельницей самоотверженного труда отца и его сподвижников; она рано начала понимать значимость, важность и ответственность просветительства, как высшего дела, «чему все приносится в жертву». «Моим первым сознательным стремлением было стать сельской учительницей», — писала Анна Ильинична в незаконченной автобиографии. 16-летней девушкой, окончив женскую гимназию с серебряной медалью, Анна работала в Симбирском мужском приходском училище. Хотя, как медалистка, могла получить место классной дамы в гимназии, место более высокооплачиваемое и более престижное.

Два года проработала Анна помощницей учителя. «Я занималась с большой любовью с детьми и по отъезду в Петербург на курсы осенью 1883 г. долго скучала о своих ребятах», вспоминала она. С юности не искала в жизни «теплых местечек», не случайно, что после Октябрьской революции посвятила себя наименее защищенной части человечества – детям-сиротам. «Отсутствие или недостаточность социального воспитания для них влечет за собой массовую гибель детей – нашего будущего, усиливающуюся заболеваемость и смертность их, …детскую преступность и дефективность, которые являются настоящим бедствием современности», — считала Анна Ильинична.

Возглавив в 1918 г. отдел охраны детства в Наркомсобесе (затем в Наркомпросе), она занимается созданием детских домов. В тяжелое время гражданской войны А.И. Ульянова-Елизарова решает вопросы улучшения снабжения и быта детских учреждений. Стремясь оградить их от бюрократизма отдельных организаций, она готовит несколько декретов о мерах, «которые должно принять, ставя своей целью охрану детей и юношества от ряда заболеваний, связанных с недоеданием». Примером может служить принятый 14 сентября 1918г. Декрет об усилении детского питания. Таким образом, было достигнуто главное – проблемы детства поставлены в ранг задач государственных, постепенно налаживалось материальное обеспечение детских учреждений, их медицинское оснащение. Анна Ильинична считала, что воспитание, прежде всего, зависит от педагога, его знаний, умений, преданности детям. С этой целью Ульянова-Елизарова развернула большую работу по подготовке воспитателей детских домов и яслей. Уже в 1918 г. в Москве созданы курсы организаторов по охране материнства и младенчества при Наркомсобесе РСФСР. Анна Ильинична выступала на занятиях, встречалась со слушательницами курсов. Одна из них М. Шустова вспоминала, что Ульянова «проникновенно говорила о том, что у каждого ребенка есть внутренний мир, что в детском доме большинство детей, потерявшие родителей и перенесшие большую, не по-детски большую жизненную травму. К таким детям надо проникнуть материнской теплотой и дать им почувствовать, что их воспитатели сумели заменить им родителей».

Для того чтобы знать состояние детских учреждений на местах, Анна Ильинична, несмотря на возраст и болезни, совершала длительные поездки по городам России. Её радовала хорошо поставленная работа в детских домах Оренбурга, Бузулукском уезде Самарской губернии, в Пильцевской детской колонии Подмосковья. Беседуя с воспитателями, она призывала их к углублённой педагогической работе с детьми. Отмечая, что жизнь детей организована в большом коллективе, Анна Ильинична просила педагогов не забывать об индивидуальном подходе к каждому ребенку, предостерегала от «стремления настоять во что бы то ни стало на своём авторитете, согнуть под него личность ребенка; поставить отношения так, чтобы ребенок сознавал себя с детства полноправной личностью, смеющей высказать своё мнение, с которым считаются». Эти мысли, изложенные Анной Ильиничной в брошюре «Основы социального воспитания» в 1920 году, и сегодня весьма актуальны. В этой же работе автор обосновывает, что лучшей средой, где могли бы воспитываться дети-сироты, должны быть детские дома семейного типа: «Прежде всего, дома эти ближе к жизни, потому что в них нет искусственного деления по возрастам, которого жизнь не знает». Анна Ульянова-Елизарова подчеркивает, что воспитатели детских учреждений должны организовать быт своих питомцев так, чтобы во взрослую самостоятельную жизнь они входили со сформировавшимся мировоззрением, четкими нравственными ориентирами. Поэтому маленькому человеку надо прививать трудолюбие, умение жить и творить в коллективе. «Основой социального

воспитания являются труд и трудовые навыки, — писала Анна Ильинична, — каждый должен вносить свою посильную долю труда в общую жизнь… К этому надо привыкать с детства, с раннего детства, ибо только то внедряется прочно и естественно, что внедряется с самого детства…» При чём А.И. Ульянова-Елизарова постоянно напоминала, что воспитание должно проходить «на основе свободного мышления, полной демократизации и высокой гуманности». Принципиально новый подход к организации детских домов семейного типа, изложенный А.И. Ульяновой в брошюре «Основы социального воспитания» в 1920 г., получил признание в 1980-х гг. Сама жизнь показала, что в таких коллективах, условия которых максимально приближены к семейной обстановке, дети чувствуют себя более комфортно. В Ульяновске и области детские дома семейного типа получили широкое распространение. Большое значение имел позитивный опыт семей Локтионовых, Гвоздиковых, Макаровых.

В 90-егоды ХХ века сеть семейных детских домов ширилась, укреплялась их материальная база. С сентября 2015 года в Ульяновской области все детские дома должны начать работать по семейно-ориентированному типу. Позитивный опыт в Ульяновской области семей, взявших на воспитание детей, подтверждает актуальность педагогических решений, разработанных Анной Ильиничной. Человек широкого кругозора и эрудиции, живо откликается на политические и экономические вопросы строительства нового государства. Свои мысли относительно переходного периода она излагает, вступая в дискуссию с Н. Бухариным, в то время признанным экономистом, партийным деятелем. В выставочной экспозиции представлена статья А. Ульяновой-Елизаровой из журнала «Народное хозяйство» за 1921 г. Трудно переоценить работу Анны Ильиничны по архивизации материалов по истории революции. Она редактор серии книг «Воспоминания старого большевика», член редколлегии журнала «Пролетарская революция». Анна Ильинична оказала неоценимую помощь в создании Дома-Музея В.И. Ленина в Ульяновске, куда приезжала в 1929 и 1931 гг. Как биограф семьи Ульяновых, проявила гражданское мужество. Несмотря на запрет властных структур, старшая сестра В.И Ленина сохранила документы о еврейском происхождении вождя пролетариата. Их первая публикация осуществлена в 1992 г. в журнале «Отечественные архивы». Личная жизнь Анны Ильиничны может послужить примером для многих семей. Она вместе с мужем М.Т. Елизаровым, не имея собственных детей, усыновила Георгия Лозгачева, взяли на иждивение ребят, потерявших родителей: племянников Диму Веретенникова, Серёжу, Катю и Костю Елизаровых, Диму и Нину Барамзиных, сыновей венгерского революционера Артура и Лео Юстусов. После смерти мужа она с сестрой Марией Ильиничной взяли под товарищескую опеку более 20 мальчиков и девочек. Среди них был Цзян Цзинго, сын китайского политического деятеля Чан Кайши. «Для каждого из нас у тети Ани находилось ласковое слово, все мы ощущали её теплоту и заботу, — вспоминал Артур Юстус. — Она обладала каким-то особым даром завоёвывать детские сердца». Самые теплые чувства о встречах с Анной Ильиничной сохранила и Виктория Николаевна, жена Виктора Дмитриевича Ульянова. Её воспоминания передала в фонд ленинского музея внучка Дмитрия Ильича Мария Викторовна, присутствующая при презентации выставочного проекта. «Анна Ильинична была для Виктора просто Тётя Аня – первая воспитательница, наставница и учительница – очень внимательная и заботливая, но твердая и настойчивая», — писала Виктория Николаевна. Именно такой запомнилась Анна Ильинична современникам. И, наверное, все они могли бы согласиться со словами Николая Бухарина: «Её нельзя было не любить, её нельзя было не уважать со всей силой глубокого чувства». Таким образом, факты и документы свидетельствуют, что Анна Ильинична – целеустремлённый человек, большого таланта, оставивший свой заметный след в истории ХХ века. Современное отношение к деятельности Ульяновой-Елизаровой выразили старшеклассники, участники музейного занятия на площадке проекта: «Мы гордимся, что Анна Ильинична наша землячка. Она многое сделала для своей страны. Помогала в воссоздании Дома-музея В.И. Ленина. На такого человека надо равняться, она пример истинной, неподкупной любви и уважения к простому человеку–труженику».

Статья опубликована в сборнике IХ Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти С.Л. Сытина «Историческая память: проблема осознания и ретрансляции». Ульяновск, 22-23 сентября 2016. Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2017. С.265-269.