Статья опубликована в сборнике, изданном по итогу конференции “Трудные” вопросы отечественной истории XX века. Музейная интерпретация»

Фонды Ленинского Мемориала: Гражданская война в графике

Ефремова Д. Н., научный сотрудник музея «Дом, где родился В.И. Ульянов (Ленин)

Начиная с 1980–1990-х гг. прошлого века, отмечается рост интереса исследователей к искусству первых лет советской власти, когда определялись пути его развития[1]. Отмечается  интерес к художественному освещению событий тех лет. Гражданская война в России – один из сложных и многогранных исторических периодов истории страны. Бои между силами красных, белых, зеленых осложнялись вмешательством интервентов. Отразить события тех лет, пытались скульпторы, художники, карикатуристы и др. Отдельное место в истории развития искусства в то время занимает политический плакат и агитационный фарфор. Художники графики отразили в своём творчестве тему Гражданской войны: ее события, ее героев, ее лидеров. К названной теме обращались и художники-современники, и представители новых поколений.

В многочисленных публикациях и каталожных статьях рассматриваются в основном плакаты,  и крайне мало внимания выделяется графике: акварели, литографии, и т.д. Чаще всего искусствоведами не затрагиваются вопросы появления нового живописного языка, разработки композиционно-пластических решений.[2] Исследователи-историки делают упор на событийный ряд, отраженный в изучаемых произведениях искусства. В своем исследовании, опираясь на образцы графики в фондах Ленинского мемориала, мы постараемся найти основные смысловые акценты в отражении темы Гражданской войны в графике.

В настоящее время для исторической науки характерно внимание к визуальным источникам, о чем свидетельствуют ряд исследований[3]. Е.В. Худякова и Е.В. Путилова утверждают, что «быстрое развитие информационно-коммуникационной среды и технологический бум смогли вызвать к жизни «визуальный поворот», получивший выражение в появлении новых представлений о визуальном и его роли в жизни социума. Последствием «визуального поворота» стал отход представителей различных направлений исторического сообщества от текста как главного источника, определяющего человеческое бытие в его прошлом, к образу, берущему на себя те функции, которые ранее принадлежали слову как составляющей текста. В XXI веке визуальный источник оказывается более удобным и соответствующим духу времени инструментом для воссоздания картин минувшего»[4].

Изучение Гражданской войны и революции, как поворотных событий в истории страны, необходимо рассматривать многосторонне. Из-за многогранности явлений,  исследование визуального ряда источников, позволить углубить знания о событиях, сделать акцент на роли обновленного искусства. 

Нарком просвещения А. В. Луначарский в своей статье «Культура и революция» заявлял, что культурная революция «…предполагает не только переустройство быта, но, рядом с этим, и организацию сознания». Книжная графика как раз и была способна к организации сознания[5].

 При изучении графики мы будем рассматривать образцы книжной иллюстрации  и  станковой графики. Станковая графика в зависимости от техники исполнения подразделяется на два типа: (эстамп оттиск на бумаге) и рисунок.

В фонде Ленинского мемориала хранятся графические работы, посвященные событиям Гражданской войны. Художники обращаются  к теме Гражданской войны со времен ее начала, но большая часть работ выполнена после её завершения. Из  35 изученных работ, 24 (почти 70 %) созданы в 1970-1980-е гг. Изучаемые графические работы созданы в промежутке с 1918- по к. 1980-х гг.

Основываясь на образцах, представленных в фондах Ленинского мемориала можно сделать выводы о самых распространенных сюжетах в графике. Наиболее значимой темой, на наш взгляд, является отражение объективной реальности тех лет: происходящих событий, изменений.

Период Гражданской войны один из самых насыщенных в Российской истории: государство полностью изменяет свой облик. Большевики, устанавливая свою власть по стране, меняют структуру управления, принимают декреты, наводят новый порядок и укрепляют власть на местах. Художники, освещая события тех времен, выбирают сюжеты, связанные с ключевыми моментами гражданской войны и установления власти большевиков. Такими как принятие первых декретов (Декрет о мире. Из серии «Нам всего дороже» Ахунов М.Ф.), введение продовольственной диктатуры («Продовольственные отряды» илл. К книге Д. Рида «10 дней, которые потрясли мир». Данченко А.Г.), основание Рабоче-Крестьянской Красной Армии («День рождения Красной Армии» из серии «Годы борьбы и побед». Долгоруков Н. А.), покушение на лидера государства (Покушение на В.И. Ленина в 1918 г. (авторское повторение) Соколов М.Г.).

Самой распространенной темой в графике, посвященной Гражданской войне, стали портреты участников событий: политических лидеров, героев войны, обобщенные образы воинов и рабочих. Изображения посвящены сторонникам большевиков. Большая часть графических работ посвященных Гражданской войне создана в рамках серий.

Русский художник-портретист, издатель, редактор сатирических журналов в дореволюционной России Юрий Константинович Арцыбушев издал в 1918 г. альбом автолитографий «Диктатура пролетариата», который хранится в фондах Ленинского мемориала. Юрий Константинович – художник, отразивший современность: с 1916 года Арцыбушев создает серию зарисовок участников различных митингов, собраний и судебных процессов. Первые серии рисунков были сделаны на судебных процессах о злоупотреблениях при поставках в армию (лето 1916 г.), над участниками продовольственных беспорядков (осень 1916), над агентами Московского охранного отделения (апрель 1917). После февраля 1917 года Арцыбушев рисует на съездах Всероссийского союза городов, русского торгового флота, Всероссийского съезда железнодорожников, съезде военных врачей.

В 1917–1918 гг. рисовал портреты политических и общественных лидеров того времени, для чего специально посещал Смольный, присутствовал на заседаниях Петроградского Совета, различных собраниях. В декабре 1918 года в издательстве И. Кнебеля вышел альбом «Диктатура пролетариата».

Благодаря Ю.К. Арцыбушеву, сохранились образы революционеров, таких как: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Е.Н. Меркулов, Н.И. Подвойский,  М.А. Спиридонова, В. Володарский и др. В альбоме представлены более ста набросков. Внизу каждой страницы указаны фамилии и политическая принадлежность изображенных.

 Все наброски сделаны с натуры, в момент выступлений, заседаний, поэтому они настолько ценны. Арцыбушев запечатлел динамику происходящих в стране событий. Он стремился передать атмосферу ускорившегося времени, тех перемен, которые происходили в стране. Поэтому наброски так и не стал полноценными портретами. Кроме того, в набросках нет приукрашивания, «парадности», все образы живые и непосредственные. Мало статичных поз, везде ярко выраженная мимика, показывающая отдельные черты характера каждого портретируемого.  Подобная «документальная» графика создает живые, хотя и достаточно субъективные образы.

В советское время создавался каноничный образ героя-участника Гражданской войны, бесстрашного и преданного делу революции. Собирательные образы таких героев отражены в работах из  серии «Ленин и революция» А.Н. Тебенева — «Защитники революции» и «Красная армия». Анатолий Николаевич Тебенев – уроженец Свердловской области, член Союза Художников, участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.  Работает в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта и тематической картины. А.Н. Тебенев создал серию работ «Ленин и революция», где затронул и проблематику Гражданской войны.  В работе  «Защитники революции» на первом плане изображены красноармейцы на фоне броневика с пушкой. Центральной фигурой в работе «Красная Армия» стал В. И. Ленин, на заднем фоне изображены красноармейцы.

Еще один художник, обращавшийся к образу героев Гражданской войны – Алексей Дмитриевич Шмаринов. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный художник Российской Федерации, Член Президиума PAX с 1997 г. Работает в технике акварельной живописи, станковой графики и занимается иллюстрированием и оформлением исторических и современных книг. В работе «Гражданская война» Шмаринов А.Д. создает образ вечной битвы между черным и красным всадником, как символами зла и добра. За боем наблюдает молодая женщина, которую можно воспринять как символическое изображение Родины, России или истории. На фоне сражения проступают силуэты виселицы с повешенным и вьющиеся над ним вороны. Покореженное прошлое умирает, как умерла  Империя, и к ней нет возврата, а что будет дальше определит исход битвы между  черным и красным всадником. Любопытно, что белое движение символически изображено черным цветом. Возможно, художник хотел сделать акцент на том, что сторонники белого движения хотели вернуться к прошлым порядкам, к «темному времени». А возможно, этот прием должен был показать противоположность двух всадников. Линогравюра была создана в 1971-1972 гг. в серии «Этапы большого пути».

Борис Иосифович Жутовский — живописец, график, художник книги. Ученик Э. М. Белютина, участник скандальной выставки художников-авангардистов студии «Новая реальность»  в Манеже 1962 г. Входил в Союз художников СССР как художник-иллюстратор. Автор знаменитой портретной серии выдающихся представителей СССР и России XX века «Последние люди империи». Б. И. Жутовский создал серию графических иллюстраций к книге М.Шатрова «Так победим!». В фондах Ленинского мемориала есть иллюстрация фронтисписа к этой книге. Она представляет собой коллаж: слева и справа изображены силуэты красноармейца, на фоне видов Петрограда портреты В.И. Ленина и лозунг «Мир всему миру!».

Образ вождя часто используется художниками, обращающимися к теме Гражданской войны. Серию портретов В.И. Ленина этого периода создает Николай Николаевич Жуков (19081973) — живописец, график, плакатист; мастер станкового портрета, иллюстратор. Художник  делает акцент на роли сильного лидера в процессе борьбы между красными и белыми (Например, в работе «В годы интервенции», где В.И. Ленин изображен перед картой). Рядом с Лениным изображаются собирательные образы – матросы, красноармейцы (например, в работе «Вести с фронта»).

Художник Николай Александрович Павлов изображает 6 мужчин, совещающихся за столом в рабочем кабинете перед картой. Возможно, вместе с В.И. Лениным они разрабатывают план наступления или разведывательную операцию. Гравюра «Совещание у В.И. Ленина в 1918 г.» создана в 1938 г. Образ вождя как  главного организатора победы Красной армии в Гражданской войне стал одним из превалирующих в графике. Но художники, отмечали и заслуги героев и политических лидеров советской власти.
  В конце 1980-х художник Николай Иванович Домашенко посвятил теме Гражданской войны серию графических портретов «Солдаты революции». На портретах, представленных в фондах Ленинского мемориала, есть изображения В. Примакова, Б. Думенко, И. Кочубея, Н. Щорса.    

Н.И. Домашенко с 1988  по  1996 г. состоял  в  объединении  художников  печатной  графики  им.  Н.А.Тырсы.  Художник работал  в  станковой  и  книжной  графике в различных техниках: офорт,  резцовая  гравюра,  сухая  игла,  литография. Николай Иванович писал работы на исторические темы, например, «Декабристы» (1969), иллюстрировал произведения Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, О. Генри.  Работы художника находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи и др.

Серию графических портретов «Ленинская гвардия» создал Юрий Филиппович Рязанов. Среди них портреты: Г.К. Орджоникидзе, С.Г. Лазо, Я.М. Свердлова, М.В. Фрунзе, В. И. Чапаева, М.Н. Тухачевского, В.В. Куйбышева, Г.И. Котовского, Н.А. Щорса, Р.С. Землячки, В.К. Блюхера, А.Я. Пархоменко, С.М. Будённого. Ю.Ф. Рязанов (1936-1985) – советский художник живописец и график. Заслуженный художник РСФСР. Работая студийным художником, Рязанов создал множество графических и живописных работ, объединенных в тематические серии, наиболее известными из которых были «Ленин, армия, революция», «Солдатская служба», «Полигон», «Запад-81» и «Мир и империализм».

Образы современников, участников событий в Симбирске волновали Ю.А. Раева. Он создал альбом портретных набросков с натуры партийных и проф. деятелей г. Симбирска в период 1920 г. Работы Ю.А. Раева позволяют посмотреть на события мирового масштаба в рамках отдельно взятой местности через образы людей, которые претворяли в жизнь историю в нашем городе.

Часть графики в фондах Ленинского мемориала посвящена событиям на территории Симбирска. Например, установлению советской власти в Симбирске: г. Ульяновск. Дом, в котором была провозглашена Советская власть. Из серии «Ленинские места». Автор — Павел Львович Роднянский, член Союза Художников СССР.

В технике монохромной акварели создана репродукция картины «Освобождение Симбирска от белочехов в 1918 г. » Автор оригинала — А.Н. Грошев. Перед взглядом зрителя разворачивается картина боя: поле сражения, артиллерия, кавалерия, пехота, взрывы.  Город Симбирск был освобожден 12 сентября 1918 г. от Народной армии КОМУЧа и отрядов белочехов.  Героями этих событий стала Симбирская дивизия во главе с Гаем Дмитриевичем Гаем. После победы дивизии было официально присвоено название «Железная».  Освобождение Симбирска – одно из ярких событий в истории нашего города и в истории Гражданской войны в России.  Анатолий Николаевич Грошев был ульяновским мастером острых драматических сюжетов и панорамной живописи.  Он часто обращался в поисках сюжетов к истории Симбирска, с особым тщанием занимался подготовкой перед созданием своих работ. Наиболее известны из них: «Осада С. Разиным Симбирска» и «Пугачев в Симбирске», «Провозглашение Советской власти в Симбирске».

В целом, можно отметить несколько характерных особенностей графического собрания фондов Ленинского мемориала, посвященного теме Гражданской войны:

  1. Большая часть графических работ создана после завершения войны
  2. Авторы, обращающиеся к этой тематике, чаще всего прибегают к типичным, сложившимся образам
  3. В центре сюжетов – личности  (либо герои войны, либо партийные лидеры) или собирательные образы (красноармейцы, крестьяне, и др.)
  4. Образ В.И. Ленина – один из наиболее популярных в графике
  5. В фондах особое внимание уделяется работам, освещающим события в Симбирске, а так же работам земляков.

Список использованной литературы

  1. Титова Ольга Вадимовна История в художественных образах советской книжной графики 1930-х годов (на примере иллюстраций Е. Кибрика к роману Ш. Де Костера «Легенда об Уленшпигеле») // Вестник ЧелГУ. 2009. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-v-hudozhestvennyh-obrazah-sovetskoy-knizhnoy-grafiki-1930-h-godov-na-primere-illyustratsiy-e-kibrika-k-romanu-sh-de-kostera-legenda (дата обращения: 03.10.2018).
  2. Малевинская Н.В. Становление темы спорта в советской живописи и графике 1920-х гг. / III Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции. — Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. СПб, 2015. – 384 с.
  3. Костенко А.В. Визуальная история России XIX–XX вв. [Электронный ресурс]/ Учебно-методическое пособие. — Владивосток: Дальневосточный федеральный университет. 2015. – URL: https://www.dvfu.ru/schools/school_of_education/e-publications/2015/kostenko-av_vizualnaya-istoriya-rossii-XIX-XX-vv.pdf (дата обращения: 03.10.2018).
  4. Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Сборник статей / [редкол. : И. В. Нарский и др. ] Челябинск: каменный пояс, 2008. 476 с. : ил., табл.
  5. Бойцова Ольга Юрьевна Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Сборник статей / [редкол. : И. В. Нарский и др. ] Челябинск: каменный пояс, 2008. 476 с. : ил., табл. // Антропологический форум. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oche-vidnaya-istoriya-problemy-vizualnoy-istorii-rossii-hh-stoletiya-sbornik-statey-redkol-i-v-narskiy-i-dr-chelyabinsk-kamennyy-poyas-2008 (дата обращения: 20.09.2018).
  6. Худякова Е.В., Путилова Е.В. «Воплощенная» история: власть визуального образа на пересечении истории памяти и истории повседневности // Вестник Башкирск. ун-та. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschennaya-istoriya-vlast-vizualnogo-obraza-na-peresechenii-istorii-pamyati-i-istorii-povsednevnosti (дата обращения: 03.10.2018).

[1] Малевинская Н.В. Становление темы спорта в советской живописи и графике 1920-х гг. / III Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции. — Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. СПб, 2015. – С. 190-193

[2] Там же

[3] См.: Костенко А.В. Визуальная история России XIX–XX вв. [Электронный ресурс]/ Учебно-методическое пособие. —  Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. URL: https://www.dvfu.ru/schools/school_of_education/e-publications/2015/kostenko-av_vizualnaya-istoriya-rossii-XIX-XX-vv.pdf (дата обращения: 03.10.2018); Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Сборник статей / [редкол. : И. В. Нарский и др. ] Челябинск: каменный пояс, 2008. 476 с. ; Бойцова Ольга Юрьевна Оче-видная история. Проблемы визуальной истории России ХХ столетия. Сборник статей / [редкол. : И. В. Нарский и др. ] Челябинск: каменный пояс, 2008. 476 с. : ил., табл. // Антропологический форум. 2009. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oche-vidnaya-istoriya-problemy-vizualnoy-istorii-rossii-hh-stoletiya-sbornik-statey-redkol-i-v-narskiy-i-dr-chelyabinsk-kamennyy-poyas-2008 (дата обращения: 20.09.2018); Титова О. В. История в художественных образах советской книжной графики 1930-х годов (на примере иллюстраций Е. Кибрика к роману Ш. Де Костера «Легенда об Уленшпигеле») //Вестник Челябинского государственного университета, 2009. № 16 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-v-hudozhestvennyh-obrazah-sovetskoy-knizhnoy-grafiki-1930-h-godov-na-primere-illyustratsiy-e-kibrika-k-romanu-sh-de-kostera-legenda (дата обращения: 03.10.2018).

[4] Худякова Е.В., Путилова Е.В. «Воплощенная» история: власть визуального образа на пересечении истории памяти и истории повседневности // Вестник Башкирск. ун-та. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voploschennaya-istoriya-vlast-vizualnogo-obraza-na-peresechenii-istorii-pamyati-i-istorii-povsednevnosti (дата обращения: 03.10.2018).

[5] Титова О. В. История в художественных образах советской книжной графики 1930-х годов (на примере иллюстраций Е. Кибрика к роману Ш. Де Костера «Легенда об Уленшпигеле») //Вестник Челябинского государственного университета, 2009. № 16 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-v-hudozhestvennyh-obrazah-sovetskoy-knizhnoy-grafiki-1930-h-godov-na-primere-illyustratsiy-e-kibrika-k-romanu-sh-de-kostera-legenda (дата обращения: 03.10.2018).