Свидетельство о присвоении звания домашней учительницы Ростовщиковой Варваре Владимировне с автографами И.Н. Ульянова от 11 ноября 1874 г., от 10 декабря 1875 г., от 11 декабря 1877 г.

Свидетельство получено в дар от Ивановой И.И., внучки Ростовщиковой В.В. в 1980 г.

Началом светского домашнего образования в Российском государстве  считается принятие в царствование Анны Иоанновны Манифеста от 31 декабря 1736 г.  «О порядке приема в службу шляхетских  детей и увольнения от оной», предоставившего дворянскому сословию льготы – родителям, имеющим нескольких сыновей, разрешалось оставлять одного дома при себе, назначив сроки для учения и службы.
Полагалось «от 7 до 20 лет возраста быть в науках».

В ХIX  веке домашнее образование было оформлено законодательно.              В 1834 г. министерство народного просвещения Российской империи приняло «Положение о домашних наставниках и учителях». Согласно документу, учреждались звания домашних наставников, учителей и учительниц, которым соответствовали:

а) спектр обязанностей;

б) образовательный ценз;

в) чинопроизводство;

г) материальное обеспечение;

д) привилегии.

Удостоверившись в нравственных качествах, способностях и познаниях представленного кандидата, попечитель вручал ему свидетельство о присвоении звания домашнего учителя. Обо всех свидетельствах, выданных попечителями учебных округов, министру народного просвещения в особой форме представлялись списки, позволявшие осуществлять контроль за деятельностью домашних наставников. При поступлении в частный дом свидетельство на звание домашнего учителя предъявлялось претендентом директору местной гимназии и уездному предводителю дворянства. Выпускницы учебных заведений, «содержимых от Правительства и состоящих под Высочайшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы», согласно выпускным аттестатам, получали свидетельство на звание домашней учительницы, не подвергаясь установленному испытанию.

В соответствии с 9 параграфом дополнительных правил о домашних учителях, утвержденных министерством, учитель должен представлять директору училищ по окончании года отчет о своей деятельности, благодарности от уездных предводителей дворянства, лиц, в домах которых исполняются обязанности учительского звания.