Ноты «Романсы без слов». «Баркаролла». Ф. Мендельсон-Бартольди. Принадлежали Марии Александровне Ульяновой

Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII- XIV веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что означает исполняемый на романском языке. Романс исполнялся одним солистом и обязательно с инструментальным сопровождением, чаще всего это была гитара или фортепиано. В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро». 

В XVIII веке  романсы распространились по всей  Европе.   Появляются и романсы без слов. Они исполнялись на скрипке, рояле,  виолончели, подражая человеческому голосу, став усложненным видом «комнатной», «домашней», салонной музыки.

Музыкальное образование в России в XIX веке считалось необходимым условием хорошего воспитания. Барышни в больших и маленьких гостиных играли романсы. В это время многие издательские дома по всему миру выпускали  специализированную печатную продукцию.

На титульном листе нот размещена надпись:  «LE MAITRE DE MUSIQUE». COURS PRATIQUE DE PIANINO. de Madame Emmeline Raymond» («Мастер музыки». Практический курс пианино. От мадам Эммелин Раймонд»). В верхнем правом углу –  надпись карандашом: «Мендельсон-Бартольди».

В сборник входят:

1. ROMANCES SANS PAROLES de F. MENDELSSOHN_BARTHOLDY (Романсы без слов Ф. Мендельсон-Бартольди) Ля-мажор. Соч. 4.;

2. BARCAROLLE (Баркаролла). Соль-минор.Соч.1

3. LE PRINTEMPS (Весна) Ля-мажор.

Текст на французском языке, партитура на итальянском.

В мягкой обложке, на серо-желтой бумаге. Изданы в Париже в середине XIX в. Переданы в фонды Музея В.И. Ленина 16 февраля 1930 г. Анной Ильиничной Ульяновой – Елизаровой.