Ноты-альбом оперы Беллини «Норма» в 9 частях

Среди нот в Доме-музее В.И. Ленина сохранились двух- и четырёхручные  переложения  опер.  В маленьком Симбирске не было оперного театра. Изредка в городе гастролировала приезжая оперная труппа. С каким волнением собиралась на спектакль семья Ульяновых! В складчину со школьными друзьями дети брали билеты в дешёвую ложу третьего яруса и наслаждались музыкой. Школьная подруга  Ольги  Ульяновой  Александра  Щербо вспоминала, что посещать оперу с Володей и Олей ей было особенно интересно, так как они хорошо знали музыку. Можно представить себе, как потом дома все собирались вокруг рояля,  Мария Александровна  вынимала клавир недавно услышанной оперы, дети слушали, подпевали, вспоминая недавние театральные впечатления. Ноты, принадлежавшие семье Ульяновых, являются важнейшими историческими документами, позволяющими раскрыть и понять музыкальные вкусы В.И. Ленина и его близких.

Ноты  Марии Александровны и Ольги  Ильиничны долгие годы хранились у Анны Ильиничны Ульяновой – Елизаровой, так как мать  Ленина до самой смерти жила со старшей дочерью в её семье.  В 1934 г., когда Анна Ильинична  переехала в Кремль к Надежде Константиновне и Марии Ильиничне, все семейные ноты объединились, за исключением  того, что осталось у младшего брата Ленина – Дмитрия.

НОРМА (Norma) — музыкальная трагедия В. Беллини в 2 действиях, либретто Ф. Романи по одноименной драме М. Бельмонте и А. Суме.

Как и весь мир, Беллини сам считал «Норму» шедевром. Случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, говорил он, это «Норма». Опера дает возможность насладиться искусством великих сопрано, так как в ней есть несколько изумительных по красоте арий и концертных номеров. Премьера оперы состоялась  в  Милане 26 декабря 1831 г.   Постановка «Нормы» знаменовала мощный призыв к единству Италии. Сюжет «Нормы» таков. Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлекся молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

«Норма» — произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке свойствен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения. Музыка героична. Центральной идеей оперы является призыв к свержению власти захватчиков. Образ Нормы — один из самых возвышенных и героических в мировой оперной литературе. Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств: любви, ревности, жажды мести, ненависти. Побеждают долг, верность отчизне. В России «Норма» была впервые показана немецкой труппой в 1835 г., на русской сцене — в Петербурге 15 октября 1837 г. Опера входила в репертуар итальянской труппы в Петербурге с 1844 г.; на русской сцене была вновь поставлена в 1909 г. силами артистов Московской частной оперы. В XX веке среди исполнительниц заглавной партии непревзойденной осталась М. Каллас. В 1974 г. на гастролях «Ла Скала» в Москве в партии Нормы с блеском выступила М. Кабалье. В том же году по опере был снят телефильм.