Лодка

В 1915 – 1916 гг. именно эту лодку приобрел Николай Александрович Емельянов (1871 – 1958) у финских крестьян за 12 рублей. Такой вид овальной лодки называли «финкой». Каркас лодки сделан из молодых деревьев – ели, обшитой досками. После приобретения лодка была окрашена масляной краской темно-коричневого цвета. Емельяновы оснастили лодку четырьмя сиденьями: два сиденья в центральной части и два сиденья на носу и корме. В среднем носовом сиденье сыновья Емельянова проделали отверстие для установки паруса. В лодке было два весла и одно маленькое рулевое весло, также был деревянный ковш для воды. Зимой лодка хранилась в перевёрнутом виде во дворе дома Емельяновых, а в 1927 – 1930 гг. экспонировалась в Сарае в подвешенном состоянии. В 1978 – 1979 гг. реставраторами из Государственного Эрмитажа была проведена реставрация и консервация лодки. Тогда же сотрудниками Ленинградского филиала музея В. И. Ленина и мемориального музея В. И. Ленина «Шалаш» была подтверждена её подлинность, в том числе, благодаря воспоминаниям старшего сына Николая Александровича – Александра Николаевича Емельянова (1899 – 1982).

На данной лодке В. И. Ленин и Г. Е. Зиновьев в июле 1917 г. под видом финских косцов были переправлены от участка Емельяновых, где стоял Сарай, к глухому берегу озера Разлив. Именно там поодаль от озера на лугу среди леса и болотистой местности Н. А. Емельянов выстроил шалаш из сена и веток. По оценкам историков в подполье в Шалаше лидеры большевиков провели около трех недель. В течение этого времени В. И. Ленин вместе с Г. Е. Зиновьевым несколько раз приезжали на лодке из Шалаша в Сарай, чтобы помыться в бане и сменить бельё. Существовала также и вторая подобная лодка, которой пользовались В. И. Ленин, Г. Е. Зиновьев и их связные; вероятнее всего, она была передана в 1930-е гг. в Центральный музей В. И. Ленина в Москву.